Положения_о_предметных_кабинетах.rar
Образец оформления папки по самообразованию
Изучение педагогической деятельности аттестуемого
Нормативная правовая база аттестации
Процедура аттестации. Формы документов
Ориентировочные карты для проектирования урока
Нормативные правовые документы по аттестации
1. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)» открыть (.pdf)
2. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 сакавіка 2014г. №20 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. №101» открыть (.pdf)
3. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26 лістапада 2014г. №163 «Аб унясенні змяненняў і дапаўнення ў пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22_жніўня_2012 г. № 101» открыть (.pdf)
4. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 лістапада 2015 г. №131 «Аб унясенні змяненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. №101» открыть (.pdf)
5. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101 » (постановление вступило в силу 31 мая 2017 года) перейти
6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21_октября_2011 г. №105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» открыть (.pdf)
7. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 18 июля 2012г. №81 «О внесении дополнений в выпуски 1 и 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих» (изложено в новой редакции примечание в квалификационной характеристике должности «Учитель») открыть (.pdf)
8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. №106 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (изложена в новой редакции квалификационная характеристика должности «Руководитель физического воспитания») открыть (.pdf)
9. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. №26 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №53» (изложены в новой редакции квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель») открыть (.pdf)
10. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. №50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №53» перейти
Данным постановлением внесены изменения в квалификационные требования квалификационных характеристик ряда должностей руководителей и специалистов, в том числе в квалификационные требования квалификационных характеристик следующих должностей специалистов («категорируемых»):
аккомпаниатор;
воспитатель дошкольного образования;
воспитатель;
концертмейстер;
мастер производственного обучения учреждения образования;
методист;
музыкальный руководитель;
педагог-психолог;
педагог социальный;
преподаватель;
руководитель физического воспитания;
учитель.
11. Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954
46. Руководители организаций:определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации, переподготовке, стажировке и обеспечивают реализацию их непрерывного профессионального образования;организуют обучение работников в организации;обеспечивают соблюдение гарантий работникам, направляемым для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в порядке, установленном законодательством.47. Руководители организаций обеспечивают направление:работников внешнеэкономических и маркетинговых служб, педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года;педагогических работников из числа лиц профессорско-преподавательского состава для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов или образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет;
иных работников для получения образования при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101» перейти
Система работы учреждения образования по проведению
аттестации педагогических работников
Аттестация педагогических работников в учреждении образования предполагает определение уровня их профессиональной компетентности, совершенствование структуры управления методической работой. Эта обязательная для педагогических работников системы образования процедура призвана повышать профессиональное мастерство и развивать творческую инициативу учителей, а также способствовать росту их уровня теоретической подготовки.
Вопросы аттестации педагогических работников рассматриваются на заседаниях педагогических советов, методических объединений, методического совета, совещаниях при директоре, заместителях директора. Алгоритм организации и проведения аттестации включает несколько этапов: подготовительный, организационный, этап изучения профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников, заключительный.
На подготовительном этапе:
- организуется взаимодействие с районным учебно-методическим кабинетом с целью планирования и проведения семинаров, консультаций, мастер-классов и т. д. по вопросам аттестации педагогических работников для аттестационных комиссий района;
- доводятся до сведения педагогического коллектива нормативные правовые основы проведения аттестации педагогических работников;
- проводится собрание коллектива (избрание аттестационной комиссии);
- распределяются обязанности между членами аттестационной комиссии;
- изучается содержание личных дел, трудовых книжек педагогических работников;
- составляется перспективный план аттестации педагогических работников;
- обновляются материалы стенда «К аттестации»;
- вопросы аттестации педагогических кадров рассматриваются на совещании при директоре, совещании при заместителях директора, заседаниях педагогического совета, методических объединений, методического
совета.
На организационном этапе:
- ведётся приём заявлений на прохождение аттестации и присвоение второй квалификационной категории, первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории;
- проводятся консультации, собеседования с аттестуемыми педагогами;
- утверждается график прохождения аттестации;
- составляются и утверждаются индивидуальные планы-графики изучения педагогической деятельности аттестуемых педагогических работников.
На этапе изучения профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников:
- организуется изучение профессиональной деятельности педагогических работников согласно индивидуальным планам-графикам;
- оказывается методическая помощь аттестуемым педагогам.
На заключительном этапе:
- обрабатываются и анализируются материалы, подготовленные членами аттестационной комиссии;
- оформляются аналитические справки;
- готовятся квалификационные характеристики;
- проводится заседание аттестационной комиссии;
- оформляются протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- представляется руководителю протокол заседания аттестационной комиссии о решении, принятом в отношении педагогического работника, проходившего аттестацию, для издания приказа;
- осуществляется контроль оформления записи о прохождении аттестации в трудовых книжках аттестуемых;
- анализируется работа аттестационной комиссии за 20 /20 учебный год и определяются задачи на следующий учебный год.
В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)» на педагогическом совете утверждаются дифференцированные показатели для оценки работы, предъявляемые к аттестуемым педагогическим работникам, которые разрабатываются на основе Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».
По каждой педагогической должности дифференцированные показатели для оценки работы разрабатываются отдельно.
Дифференцированные показатели для оценки работы, предъявляемые
к аттестуемым учителям
Учитель:
-осуществляет реализацию образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программ воспитания;
-в интегрированных классах осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учётом степени тяжести имеющихся у них нарушений, а также специфики преподаваемого учебного предмета;
-осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого учебного предмета;
-обеспечивает уровень образования обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, качественное и в полном объёме выполнение учебных планов и учебных программ;
-участвует в разработке учебно-программной документации, её корректировке;
-осуществляет планирование по учебному предмету, разрабатывает структурные элементы научно-методического обеспечения;
-в соответствии с расписанием готовит и проводит учебные занятия с использованием разнообразных педагогических форм, методов, приёмов и средств, обеспечивает воспитательную и идеологическую составляющую учебных занятий;
-проводит факультативные занятия, консультации;
-осуществляет дополнительный контроль учебной деятельности учащихся (проверку знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ, с использованием современных технологий) и организационно-воспитательную работу (классное руководство, организацию и выполнение работы по обеспечению процесса обучения в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях и др.);
-содействует вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности, формирует у них умения и навыки самоанализа и самооценки своей учебной деятельности;
-способствует социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образовательных программ;
-участвует в методической работе учреждения образования, совершенствовании научно-методического обеспечения преподавания учебного предмета и образовательного процесса в целом;
-изучает индивидуальные качества обучающихся, содействует развитию их способностей и склонностей, личностному и гражданскому становлению;
-соблюдает права и свободы обучающихся;
-осуществляет связь с законными представителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания;
-способствует формированию коллектива обучающихся и развитию ученического самоуправления;
-обеспечивает соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования;
-осуществляет учёт успеваемости и посещаемости обучающихся;
-участвует в планировании и организации воспитательной и идеологической работы с обучающимися во внеучебное время;
соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса;
-изучает, анализирует и использует в своей работе передовой педагогический опыт, вносит предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса;
-ведёт установленную плановую и учётно-отчётную документацию;
-постоянно повышает своё педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию.
Учитель должен знать:
-Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам функционирования и развития системы образования (в том числе в регионе), защиты прав обучающихся;
-образовательный стандарт по уровню образования;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену образовательного процесса;
-прогрессивные технологии обучения и воспитания обучающихся;
-вопросы формирования коллективов обучающихся и управления ими;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и лабораторий;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-достижения педагогической науки и передового педагогического опыта;
-основы трудового законодательства;
-правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования к учителю: высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».
Для прохождения аттестации на II квалификационную категорию учитель должен:
1) представить в аттестационную комиссию:
■ разработку не менее двух учебных занятий (мероприятий);
■ результаты мониторинга учебных достижений учащихся по предмету (по учебным четвертям или учебным годам), проверочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года);
■ результаты анкетирования учащихся;
■ описание наиболее часто применяемых в своей работе форм и методов обучения (как введение (1—2 страницы) к прилагаемым практическим материалам);
2) провести одно открытое учебное занятие и одно внеклассное мероприятие.
Для прохождения аттестации на I квалификационную категорию учитель должен:
1) представить в аттестационную комиссию:
■ разработку не менее трёх учебных занятий (мероприятий) с использованием форм и методов активного обучения или учебных занятий, связанных с освоением нового содержания образования или новых
технологий обучения;
■ результаты мониторинга учебных достижений учащихся по предмету (по учебным четвертям или учебным годам), проверочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года), побед в конкурсах, предметных олимпиадах и т. Д. (если таковые имеются);
■ результаты анкетирования учащихся;
■ описание собственного опыта работы;
■ накопленный дидактический и раздаточный материал по предмету;
2) провести два открытых учебных занятия и одно внеклассное мероприятие с использованием инновационных технологий.
Для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию учитель должен:
1) представить в аттестационную комиссию:
■ описание собственного опыта работы;
■ авторские выступления, доклады на педагогических форумах;
■ результаты мониторинга учебных достижений учащихся по предмету (по учебным четвертям или учебным годам), проверочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года), побед в конкурсах, предметных олимпиадах и т. Д. (если таковые имеются);
■ результаты анкетирования учащихся;
■ разработки учебных занятий, внеклассных мероприятий по теме представляемого опыта работы; накопленный дидактический и раздаточный материал по предмету;
2) провести одно открытое учебное занятие и одно мероприятие по теме опыта работы;
3) выступить с творческим отчётом.
Дифференцированные показатели для оценки работы, предъявляемые к аттестуемым педагогам-психологам
Педагог-психолог:
-осуществляет педагогическую деятельность в части реализации программ воспитания, направленную на социальную адаптацию обучающихся, оказание им психологической помощи и оптимизацию образовательного процесса;
-проводит оценку индивидуально-психологических свойств обучающихся и других участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов посредством психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и- рекомендаций;
-взаимодействует с субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи;
-проводит совместно с педагогами социальными, учителями-дефектологами, врачами, юристами и другими специалистами углублённые психодиагностические обследования обучающихся, нуждающихся в психологической помощи и поддержке;
-организует и проводит индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, направленную на исправление (корректировку) особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к психологическим проблемам;
-ведёт психологическое консультирование, направленное на содействие участникам образовательного процесса в разрешении психологических проблем личности и межличностных отношений;
-оказывает психологическую помощь в подготовке к самостоятельной жизни и труду, социализации, самосовершенствовании и самореализации личности, профориентации обучающихся, профессиональной деятельности работников;
-проводит работу по развитию способностей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях;
-проводит психологическую профилактику, направленную на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности обучающихся и межличностных отношений;
-содействует созданию благоприятного психологического климата в группах и коллективах;
-оказывает помощь семье в гармонизации детско-родительских взаимоотношений, эффективном воспитании детей, решении внутрисемейных конфликтов;
-ведёт работу по распространению психологических знаний, повышению степени информированности участников образовательного процесса о возможностях психологической помощи в образовательном процессе;
-проводит научно-методическую работу с педагогическими работниками, включающую психологическое обеспечение образовательных программ, проектов, планов;
-формирует банк методов и методик оказания психологической помощи;
-участвует в апробации новых психодиагностических методик;
-повышает свою профессиональную компетентность;
-ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению.
Педагог-психолог должен знать:
-Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, относящиеся к сферам образования и деятельности педагога-психолога, прав и свобод личности, социальной защиты обучающихся;
-общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии;
-методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
-современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики, коррекции нормального и аномального развития ребёнка;
-основы трудового законодательства;
-правила охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования к педагогу-психологу: высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» по соответствующей специальности с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог» либо высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка с присвоением квалификации «Педагог-психолог».
Для прохождения аттестации на II квалификационную категорию педагог-психолог должен:
1) представить в аттестационную комиссию:
■ разработку не менее трёх мероприятий с учащимися, педагогами, родителями;
■ отчёт о самообразовании;
■ результаты диагностической работы с учащимися, родителями, педагогами по школе;
■ описание наиболее часто применяемых форм и методов работы;
2) провести одно открытое мероприятие.
Для прохождения аттестации на I квалификационную категорию педагог-психолог должен:
1) представить в аттестационную комиссию:
■разработку не менее трёх мероприятий с учащимися, родителями, педагогами (коррекционных мероприятий по выявленным проблемам);
■ описание собственного опыта работы;
■ результаты диагностической работы с учащимися, родителями, педагогами по школе;
■ накопленный дидактический и раздаточный материал по диагностике;
2) провести два открытых мероприятия с использованием разнообразных психолого-педагогических техник.
Для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию педагог-психолог должен:
1) представить в аттестационную комиссию:
■ описание собственного опыта работы;
■ авторские выступления, доклады на педагогических форумах;
■ результаты психологических исследований по выбранной тематике;
■ наглядный, дидактический, раздаточный материал;
■ разработки мероприятий, практикумов, семинаров для школьников, родителей, педагогов по теме представляемого опыта работы;
2) провести два открытых мероприятия по теме опыта работы;
3) выступить с творческим отчётом.
Работа по аттестации педагогических работников в школе начинается с прихода молодых специалистов в коллектив. Разрабатывается и утверждается «План работы с молодыми специалистами».
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.
Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.
Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.
Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.
Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.
Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:
инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;
вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.
Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.
Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.
Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.
Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.
Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.
Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.
Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.
Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.
ГУО «Гродненский областной институт развития образования» проводит квалификационный экзамен при прохождении аттестации педагогическими работниками на подтверждение высшей квалификационной категории в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101, и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».
Организация квалификационного экзамена
при прохождении аттестации педагогическими работниками на подтверждение высшей квалификационной категории
Проведение квалификационных экзаменов осуществляется согласно графику, который составляется на основании направлений организаций системы образования, отделов образования, спорта и туризма, гор(рай)исполкомов.
Приезд педагогических работников на квалификационный экзамен осуществляется на основании письма, высылаемого в учреждения образования за месяц до экзамена. Экзаменуемому необходимо иметь при себе паспорт.
Не позднее, чем за 10 дней до квалификационного экзамена педагог должен предоставить в отдел по работе с организаторами образования института развития образования (кабинет 206) описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях (диск в конверте, на котором указывается тема опыта работы, фамилия, имя, отчество, место работы автора, район) и заверенную копию свидетельства о повышении квалификации. Структура описания опыта педагогической деятельности, требования к его оформлению смотрите в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист».
Процедура проведения квалификационного экзамена
на подтверждение высшей квалификационной категории
Квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в течение одного дня.
На квалификационном экзамене педагогам предлагаются билеты, которые содержат задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе представленного опыта педагогической деятельности. Время выполнения задания – 2 академических часа.
Затем экзаменуемый в устной форме представляет спроектированный фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.
Оценивание предоставленного опыта педагогической деятельности и защиты спроектированного фрагмента педагогической деятельности проводится членами квалификационной комиссии в соответствии с утвержденными критериями и показателями.
Максимальное количество баллов за опыт педагогической деятельности – 16, за защиту спроектированного фрагмента педагогической деятельности – 16. Всего за квалификационный экзамен – 32 балла. Для сдачи квалификационного экзамена необходимо набрать 75% от максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов.
Алгоритм самоанализа профессиональной деятельности педагога
(по Глинскому А.А.)
- Формальные показатели: преподаваемые учебные дисциплины, классы в которых работает педагог, квалификационная категория, педагогический стаж.
- Общая характеристика выполнения плана по самообразованию за прошедший период (полнота реализации содержательной составляющей плана, решение задач, достижение цели).
- Профессионально-педагогическая результативность:
Личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторской методической системы, разработка авторский дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы и т.д.).
Достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сплоченность ученического коллектива, сформированность мотивации достижения успеха и другие).
- Профессионально-педагогическая подготовка:
прохождение курсового повышения квалификации и его влияние на личностно-профессиональное развитие;
участие в межкурсовой работе (в работе методического формирования, обще- и внешкольных мероприятиях) и его значимость в профессиональном самосовершенствовании;
реализация темы по самообразованию;
знакомство с адресами ППО и изучение опыта коллег по актуальным для педагога проблемам;
работа с научно-методической, справочной литературой;
значимость взаимодействия с коллегами; внешнее сотрудничество;
- Профессионально-педагогическая деятельность:
осуществление образовательного процесса (используемые технологии, методики, методы, приемы, средства);
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми, с претендентами на получение медалей;
участие в организации дополнительных образовательных услуг (виды и формы работы);
участие в общее- и внешкольных учебно-методических мероприятиях;
совершенствование работы учебно-предметного кабинета;
руководство процессом повышения квалификации коллег (стажировка, наставничество, проведение мастер-класса и др.
6. Вывод: какие результаты достигнуты и что этому способствовало.
7. Определение перспектив дальнейшего саморазвития (цели, задачи, содержание и направления деятельности).