Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация дефектолога

Дата: 11 ноября 2016 в 15:04, Обновлено 4 сентября 2019 в 22:05

Как  беседовать с учащимися с интеллектуальной недостаточностью?

Юхневич Е.В., учитель-дефектолог

    Беседу с  учащимся с интеллектуальной недостаточностью

 необходимо строить с учетом дефекта и  придерживаться следующих правил:

1) не торопите, не воспитывайте, дайте выразить любые чувства, эмоционально поддерживайте;

2) стройте разговор не по шаблону, а следуйте за ходом действий и ответов учащегося;

3) используйте простой понятный язык, короткие предложения, не начинайте вопросы со слова «почему» — школьник с интеллектуальной недостаточностью бессознательно воспринимает его как критику, лучше замените на «что случилось?» «как произошло?».

    Важно учитывать следующие рекомендации:

1. Будьте терпимы к эмоциям ребенка.

2. Следите за ходом его мысли.

3. Говорите понятным языком.

    Чтобы лучше узнать ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, предлагаются такие  темы для бесед:

  • «Три желания». Предложите школьнику ответить на вопрос: «Какие три желания ты бы загадал(а)? Ответы обычно буквально и прозрачно указывают на  его нереализованные потребности и значимые эмоциональные переживания (например, потребность в друзьях, желание быть успешным, благополучие родителей, материальные блага).
  • «Необитаемый остров». Предложите учащемуся ответить на вопрос: «С кем бы ты хотел(а) оказаться на необитаемом острове (до трех человек)?" Выборы указывают на наиболее эмоционально значимых лиц. Обратите внимание, выбирает или исключает учащийся родителей, ровесников. Исключение кого-либо свидетельствует об эмоциональном неблагополучии во взаимоотношениях.
  • «Весёлый — грустный». Предложите школьнику придумать конец истории: «Ваня пришел из школы грустный. Мама спросила его: “Что случилось, что ты такой грустный?”  Ваня ответил: “Наша учительница Нина Петровна…”» Аналогичную историю предложите закончить с весёлым мальчиком. Ответ учащегося даст вам представление об эмоционально значимых сторонах его жизни (успех/неудачах, отметки, дружба, конфликты, конкуренция, хобби, любимые вещи и т. д.).
  • «Животное». Предложите подростку с интеллектуальной недостаточностью  ответить на вопрос: «Каким животным ты хотел(а) бы быть и почему?» То, как он аргументирует свой выбор, указывает на неудовлетворенные потребности (в симпатии, защите, опеке, ласке, еде, игре и т. п.).
  • «Возраст». Предложите учащемуся ответить на вопрос: «Какого возраста ты хотел(а) бы быть и почему?» Причины, по которым школьник выбирает желаемый возраст, указывают на его ценности и потребности (быть независимым, иметь больше самостоятельности, денег; быть защищённым, получать помощь и  ласку, не иметь обязанностей, больше играть и развлекаться; не меняться).
  • «Понимание эмоций». Приготовьте заранее яркие картинки с изображенными на них детьми и взрослыми. Важно, чтобы они выражали различные эмоции. Покажите учащемуся изображения и попросите ответить на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом?»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.